Апостол Андрей Первозванный – заступник и покровитель православных христиан
Пройдя невероятное количество земель, от Византии до Скифии, Фессалии, Эллады, Фракии и Македонии, Апостол Андрей Первозванный всем этим народам нес Благую Весть, проповедуя о явлении Мессии, сошедшего на землю ради спасения рода человеческого. А получил Святой Андрей свое прозвище Первозванный в честь того, что первым был принят в ученики Иисусом. Христово слово нес Апостол Андрей людям, дабы прозрели, за это и принял смерть мученическую, познав Царствие Небесное.
Акафист, или хвалебная молитва Андрею Первозванному, – это путеводитель по его подвигам на ниве проповедования Благой Вести о Сыне Божьем. Весь путь Апостола и его истовая отдача Небесному Учителю описаны благодарными словами христианских мудрецов, елейными одами славящих благословенное житие первого из учеников Христовых.
Содержание
История и биография Апостола Андрея
Конечно, давно всем известна история Галилейских рыбаков Андрея и Симона. Родившиеся в Вифсаиде братья ушли в поисках лучшей доли в Капернаум, где и стали продолжать то дело, которым привыкли себя кормить. Так бы и прожили свою жизнь оба брата, будучи неизвестными рыбаками, но встретился им Христос.
С юношества Андрей выбрал непорочную жизнь и, отказавшись от брака, хотел посвятить себя служению Всевышнему. Услышав от людей, что некий Иоанн по прозвищу Предтеча глаголет благую весть о приходе Мессии, будущий Апостол отправился к нему. Там же на Иордане, где Креститель проповедовал, Андрею посчастливилось обрести начало своего великого пути – стать его учеником.
- Кондак 2 – величает встречу Андрея и Крестителя, которая стала тем поворотным моментом, давшим людям верного ученика и Апостола Господу нашему Иисусу.
Андрей и Симон встретили того, кто дал им смысл существования. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обратился Христос к рыбакам на берегу. Что им оставалось делать, как ни следовать Его зову, не смели они ослушаться Сына Божьего. С тех пор житие братьев Андрея и Симона посвятилось Иисусу, шли они по стопам его, внимая каждому слову мудрости. Симон впоследствии принял имя Петр, что на арамейском означало твердыню или камень – это свидетельствовало о крепости его веры учению Иисуса. Андрею же суждено было обратить в Святую Веру Христову северные земли.
По истечении пятидесяти дней от Вознесения Сына Божьего, на Апостолов снизошли неопалимые огненные языки Святого Духа. Получили они с Небес дар врачевания плоти и исцеления духа, возможность прозрения и знание разных языков, дабы разойтись по земным пределам и нести людям Благую Весть. Петр стоял у истока Христовой Церкви на землях Римской империи, а биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство.
- Кондак 3 – в нем воспевается событие, названное сошествием Святого Духа на Апостолов. Это стало для них и для нас доказательством великого чуда – Воскресения Христова.
Путь Апостола в северные земли
Апостол Андрей Первозванный – тот, кому выпал жребий идти и проповедовать в земли Скифские и Фракийские. Согласно изученному наследию средневековых философов и тем артефактам, которые нашлись впоследствии, Святой Апостол дошел до земель современной Абхазии, Грузии, Причерноморья и даже далее. В давних трудах упомянуты Босфор, Херсонес, Феодосия, как те места, которые отмечены святостью посещения Христовым Учеником. В этом описании земель несложно угадать, к каким народам дошел с Благой Вестью Апостол Андрей Первозванный, – это Русь в новом, современном понимании.
- Кондак 1 – в нем поется хвала тому, кто водрузил святой крест веры истинной в землях Скифии и во всей северной стороне от Иудейского царства.
Но по какой-то странной причине эти факты замалчиваются, что вызывает, как минимум, удивление. Почему широко известны Евангелия всего четырех Апостолов, ведь несомненно, что свои воспоминания о Христе оставляли все Его ученики. Странно, что Евангелие от Андрея Первозванного попало в апокрифы и причислено к сомнительному учению, волею догматов от западных церквей. Наверняка неудобная тема сокрыта за этой волной обесценивания деятельности того, кто может претендовать на основание Святой Апостольской Церкви в землях Руси. Ведь тогда будет утрачено первенство Рима в этом вопросе.
- Кондак 8 – благодарственная песнь тому, кто благословил милостью Божией и наполнил Святым Духом Русь Православную.
Совершенно справедливо Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской. После его визита в город, который со временем получил название Константинополь, там образовалась христианская община. В епископы константинопольской общины был рукоположен некий Стахий. Современники того события упоминали множества чудес, сотворенных руками, – воскрешения, исцеления и других дивных поступков. Также в «Повести временных лет» упоминается путешествие Апостола от Причерноморья до Ладоги, и то, как проповедовал в этих землях ученик Иисуса.
Андрей Первозванный нес им учение, что молитва – это важный разговор с Богом. Стоит осмысленно произносить молитвы, вчитываясь в их смысл и пропуская сквозь свою душу. Крайне необходимо доверять Всевышнему и быть искренним, уметь прощать врагов и отвечать добром на всякое зло. Господь узрит вашу доброту и сторицей ответит, дабы развеять печаль и даровать Царствие Небесное.
Подвиг и смерть Апостола Андрея Первозванного
После трудов праведных и долгого путешествия по Скифским и Причерноморским краям, Апостол стремился встретиться с братом Петром. В то время Римом правил Нерон – жестокий и непримиримый к первохристианам император, который узрел опасность своей власти от верующих во Христа. Нерон был инициатором страшнейших гонений и казней, в которых тысячами гибли носители истинной веры. Та же участь постигнет и братьев.
На острове Пелопоннес, где наместником императора был Эгеат, Андрей попал ему в немилость, когда заступился за своих последователей и попытался вразумить властелина. Благую Весть о сотворении мироздания и людском грехопадении Эгеат не воспринял, ибо языческие верования глубоко укоренились в нем. Повествование о Мессии, погибшем на кресте, будучи распятым, вообще заставило рассвирепеть императорского наместника. Ведь в то время казнь подобным образом применялась исключительно к тем, кого хотели унизить и опозорить.
Понимая, что угрожает за дерзость его, Андрей не отказался от своей миссии нести Божье Слово, поэтому очутился в темнице. Вердикт о казни был практически готов, когда последователи Апостола решились освободить его, устроив бунт у стен тюрьмы. Но Апостол остановил их, дав твердый отказ – он сам выбрал свою судьбу и путь следования за Сыном Бога, поэтому и смерть принял с радостью.
- Для казни мучителями был выбран крест в форме Х. Чтобы смерть не была скорой и доставила наибольшие страдания, его привязали, а не прибили гвоздями.
- Два дня страдал Христов Апостол, но не прекратил нести людям Слово истинного Бога. Многие прозрели и уверовали, впечатленные его искренностью и стойкостью.
- Максимилла, жена городского правителя Патры, исцеленная волею Святого Духа и стараниями Апостола, проявила к казненному свою чуткость. Она сняла его тело с креста и погребла в городе, соблюдая уважение и почести.
Впоследствии крест в форме Х назвали Андреевским. Он стал символом верности своему делу, храбрости и стойкости. С тех пор многие государства из уважения к верности вере христовой, впечатленные подвигом Апостола и силой его духа, внесли на свой флаг символ Андреевского креста.
Чем помогает молитва Апостолу
День Андрея Первозванного, когда ему воздают хвалу, в Православной Церкви назначен на 13 декабря (по новому стилю). Но молитва Апостолу Андрею Первозванному не только в эту дату несет в себе невероятную силу исполнения желаний, стоит лишь склониться к нему в должном почтении, чтобы получить помощь и заступничество. Вера в сердце православном – залог получения благодатей и даров Небесных.
Покровитель моряков и рыбаков
В древней легенде упоминается, что Андрей воскресил утопленников. В Патры, где проповедовал Андрей, плыли паломники, дабы услышать его благословенные речи. Однако буря и шторм перевернули корабль и разбили о скалы, все плывшие на нем утонули. Волной вынесло их тела на берег, где волею божественного проведения оказался Апостол.
Помолился Андрей над телами погибших и вернул в них жизнь. За этот поступок Апостол впредь считается покровителем мореплавателей и рыбаков. Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса.
- Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде.
- Благословенный флаг с крестом Андрея первозванного обязательно реет на мачте корабля, являя собой гордость флота русского. Этот флаг для каждого матроса является напоминанием того подвига крепости веры и смелости, которые не утратил Апостол, покровительствующий им в нелегкой службе.
- Рыбаки в обязательном порядке перед выходом в море читают молитву своему заступнику и покровителю в бедах, чтобы улов был щедрым, а волны милостивы к ним.
- Икона, на которой изображен Андрей Первозванный, обязательно хранится в капитанской рубке. В случае опасности ей воздают мольбы о помощи, дабы Божьим промыслом утихомирить волну морскую да избежать гибели.
Текст молитвы Андрею Первозванному.
«Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь».
О замужестве и достойном женихе, как молиться
Апостолу Андрею возносят свои мольбы молодые девушки и их матери о том, чтобы судьба была милостива и послала достойную партию девице. Обычно Андрею Первозванному о замужестве принято молить перед Светлым праздником Воскресения Христова или на Рождество. Считается, что в эти дни Небеса наиболее благосклонны к желаниям людей вступить в брак.
- Молитва читается вместе с полным акафистом Первозванному Ученику Христову Андрею.
- Перед ликом Апостола нужно зажечь лампаду или свечу – это символ вашей искренней веры.
- После того, как прочтете кондак 13 акафиста, вместо канонической читается молитва о хороших женихах.
- Затем читается заключительный тропарь и величание.
- Девице, перекрестившись, следует идти опочивать.
- Если мать читает за счастье дочери, то молебен завершают Псалмом 90, который считается дивным средством для достижения целей и исполнения заветных желаний.
Чаще такие молебны проводят на ночь. Испокон повелась примета, что ночью невесте приснится ее суженый, Божьей волей посланный. Обычно после молитв Первозванного Апостола девица встречает желанного мужа, а в течение года обязательно будет свадьба. Одно условие тому предшествует – истовая вера Небесным Покровителям.
Молитва о замужестве Апостолу Андрею Первозванному.
«О, Всеблагий Господи и Апостоле Его Первозванный Андрее, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я возлюбила вас всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Всевышнего. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, Андрее Апостоле Первозванный, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя и милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Мольбы о здравии и помощи больным
Андрею Первозванному, как и другим Апостолам, дана была сила не только выполнять желания, одаривать верных христиан благодатями, но совершать настоящие чудеса – воскрешать и лечить. Если возопить молитвой к Святому и просить его о выздоровлении близкого человека, то он обязательно смилостивится и дарует вам радость.
Обращаться в молитве о выздоровлении или успешном лечении можно в любое время дня и ночи. Этот особый случай никогда не регламентируется каноническим церковным уставом. Здоровье и жизнь человека всегда приоритетны для милостивого Создателя. Если есть необходимость, молите и обрящете помощь в беде.
- Вместе с молитвой Апостолу читают краткий вариант акафиста, начиная с икоса 10, где рассказывается о способности апостольской врачевать и воскрешать.
- Также молят об исцелении одержимых и душевнобольных, дабы Господь освободил их разум от бесовского наваждения.
Икос 10 – исцеление болящим и одержимым.
«Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».