«Смоленская» – каноническая икона Божьей Матери
Появление Смоленской иконы Божией Матери возносится к временам евангелиста Луки. Предание гласит, что, кроме трудов по написанию Евангелия, Лука оставил после себя несколько собственноручно созданных образов Младенца Иисуса с Матерью. Эти иконы обладали общим композиционным решением, которое впоследствии стало называться Одигитрия.
Содержание
- 1 Одигитрия: особенности композиции
- 2 История возникновения и значение термина Одигитрия
- 3 Путешествие иконы на Русь – история Смоленской иконы Богородицы
- 4 Одигитрия помогает сохранить покой
- 5 Спасение от домовых и бесовского колдовства
- 6 Одигитрия – в помощь больному
- 7 Святой лик охраняет добрые отношения в доме
Одигитрия: особенности композиции
Существует несколько типов иконографического расположения Богородицы – Оранта, Елеус (Умиления), Панахранта (Всемилостивая), Одигитрия и пр. Согласно того, к какому типу иконографического расположения фигур Божией Матери и Младенца соответствует икона, приписывается ее каноническое значение – одним возносятся молитвы о спасении, покровительстве над большими проблемами в обществе, другим больше вопиют о человеческих проблемах и неурядицах, третьи почитаемы, как разрешительницы проблем со здоровьем. Иконы Умиления, к примеру, помогают женщинам сохранять брак, покровительствуют молитвам о здравии детей. Одна из них, Волоколамская Богоматерь, обрела общенародную известность – ей возносится молитва о сохранении любви между супругами и спасении от всякого бесовского наваждения.
Идея святого образа
Бог Младенец – это Небесный Царь, который одной рукой благословляет паству, а второй дает закон, по которому должны следовать христиане, дабы достичь Вечной Жизни. Он же наш Грядущий Судья, пришествие которого в земной мир первый раз ознаменовалось спасением человечества. Второй раз он придет уже, как Тот, волею которого будет вершиться справедливый Суд.
Богородица жестом указывает на Сына своего – молитесь и поклоняйтесь Ему, обращайте свои помыслы и просьбы. Он есть Сын Божий, ваш Спаситель и Покровитель. К тому же своим жестом она выражает личное преклонение перед Богородным Чадом своим, понимая, какое будущее уготовано ему.
- Одигитрия – в иконографических композициях для такого типа характерно изображение Божией Матери и Бога Младенца почти фронтально, их лики не соприкасаются. Иисус-младенец восседает у Матери на руках. Сложив персты правой руки, он благословляет молящихся, а в левую принято вкладывать Ему список, иногда – книгу. Чаще Божья Матерь изображена в пояс, но существует и оплечное изображение – Казанская икона. Также встречаются ростовые композиции. Каждой иконе соответствует собственная молитва, с которой принято обращаться, прося разрешение проблем.
- Младенец Иисус чаще расположен слева, но встречаются Одигитрии, где ему отводится место на правой руке Богородицы. Одна из таких икон – Праворучица, также приписывается кисти одного из семидесяти учеников Христа – евангелисту Луке. Праворучица чаще помогает в качестве покровительницы тех, кто старательно идет к знаниям, – учеников, студентов. Ее же просят в помощь нерадивому школяру, дабы радовал родителей своими успехами.
Этот тип иконографического изображения является одним из древнейших. Сложился он в Палестине, а в VI веке распространился на Восток и в Византию. Оттуда взяли начало православные традиции, и дошли главные известные иконы под общим названием Одигитрия.
История возникновения и значение термина Одигитрия
Из Святой Земли, примерно в средине V века, в Константинополь была привезена первая из икон подобной иконографии – Влахернская. Волею императрицы Евдокии, супруги Феодосия Младшего, святой образ был передан в женский монастырь Одигон. Монастырь сей был прославлен источником, который имел великую силу – истовая молитва около него совершала чудеса исцеления незрячих. Благодаря стараниям монахинь, которые заботами окружали приходивших в поисках исцеления слепых, это место получило название «проводников». Монастырь же в свою очередь получил прозвище «Проводник» – Одигон.
Главная святыня монастыря – лик Богородицы, получила название Одигитрия. Впоследствии обычное топографическое обозначение приняло по праву свой сакральный смысл: Святая Мать – Путеводительница, указывающая и наставляющая верующих на путь праведный, а молитва ей приобрела небывалую славу.
Эта икона считалась одной из главнейших святынь Константинополя. Ей приписывались чудесные свойства ограждать от врагов, поэтому при первой же опасности и подозрении на нападение недругов, святой лик выносили на городские стены, дабы силой Господней отразить коварство нападавших.
- «Икону ту всякий вторник выносят на удивление людям. Что есть великое чудо для всех местных и приезжих из других городов и стран. Ибо величественное зрелище предстает пред очи любому – искусно кованная большая икона носима усилием всего лишь одного человека. Будто Ангельской помощью удерживаемая, она представляет собой величественное зрелище. Весь собравшийся люд с плачем вопиет: «Господи, помилуй!». А носитель иконы идет с легкостью, словно ничем не гружен. Многочисленные исцеления и чудеса происходят при этом, по милости Господа да на удивление всякому пришедшему узреть ее великолепие», – из сказания, оставленного русским паломником Стефаном Новгородцем, посетившем Византию в 1348 – 49 гг.
Путешествие иконы на Русь – история Смоленской иконы Богородицы
Согласно преданию, несколько Одигитрий кисти апостола Луки, принесенные из Святой Земли, были прототипами списков (повторений), которые распространились во многие пределы земные. Одними из них стали Праворучица и Влахернская Одигитрия. А на Руси особое почитание обрели Одигитрии, что получили собственные названия, – Казанская, Иверская, Седьмиезерная, Тихвинская, Торопецкая и, собственно, Смоленская. Каждой из них соответствует своя молитва и акафист, которые исполняются в праздничные дни и на особенные случаи.
Константин Мономах, выдававший замуж свою дочь Анну за князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого, благословил этой иконой их брак. Сама икона, в качестве подарка, прибыла в обозе достопочтимой невесты с остальными ценными дарами и стала одной из главных святынь их двора. А уж их сын, Владимир Всеволодович Мономах, перенес святой образ в Смоленск. Там был заложен храм Успения Богородицы, где и обрела святыня свою нынешнюю известность – как покровительница христиан на Руси, которая помогает оборонять народ от набегов неприятельских.
- В предании описывают 1239 г. У стен Смоленска полчища хана Батыя устроили долгую осаду. Растерянность и страх сковали волю обороняющихся, никто не понимал, что же делать далее. Некий ратник, по имени Меркурий, истово молясь пред иконой Божией Матери с Младенцем Господом, получает откровение и благословение на подвиг, с указанием и напутствием выйти смело на врага, стоящего у ворот.
- Паника и ужас охватил вражеское войско. Бросая оружие и раненых, враг стремглав бежал прочь. Ибо против них вышло войско, сопровождаемое Лучезарной Женой и ратью невиданной мощи. Это было зримое сошествие Божьей силы, которая помогает отважным и чистым сердцам. Меркурий, приняв в бою мученическую погибель, был причислен к святым Православной Церкви за храбрость и самоотверженность в защите родного Отечества. Молитва ему оберегает ратников и сохраняет бесстрашие в борьбе за свой народ.
Затем по воле истории, Смоленская Одигитрия переносится в Москву. Особо чтимую святыню размещают в Благовещенском соборе. Сталось это после того, как Смоленск перешел под управление княжества Литовского. Историками допускаются разные версии переноса иконы из Смоленска в Москву, но выделяют среди них три, как наиболее возможные.
- Перенос связан с династическим браком дочери князя Витовта, Софьи. Став супругой Василия Дмитриевича, князя Московского, она привезла с собой в качестве подарка от своего сиятельного отца несколько икон греческого письма. В их числе могла быть и Смоленская Богоматерь, как одна из наиболее ценных и почитаемых.
- Другая версия допускает то, что изгнанный из Смоленска князь Юрий Святославович перевез с собой святыню в Москву. Так как изгнание его было рук Витовта, литовского князя, то с собой были прихвачены второпях наиболее значимые иконы для Православной Церкви, дабы не были утрачены святыни Руси.
- В «Русском временнике» изложена третья версия, по которой некто Юрга, пан Свилколдович, уезжая от Свидригайла (литовского князя), по дороге в Москву к великому князю Василию Васильевичу разграбил Смоленск. Поэтому наиболее ценные и досточтимые святыни были привезены и подарены московскому князю, за предоставление покровительства и укрытие от преследователей.
В 1456 году, сопровождаемый знатью и наместником Смоленска, епископ Мисаил прибыл в Москву. Главная просьба смолян к московскому великому князю Василию Васильевичу была в том, дабы вернуть сиятельный лик Богородицы в Смоленск. Князь, руководимый Божьей Волей, узрел в мирном исходе залог будущего примирения земель и воссоединения Смоленска с Москвой, повелел вернуть святыню в законные пределы.
Но перед возвращением с иконы был сделан «мера в меру» список, оставшийся в Благовещенском соборе. На прощание Смоленскую икону пронесли крестным ходом из Кремля, пройдя путь до Девичьего поля, по выезду на Старую Смоленскую дорогу совершили большой молебен и с миром отпустили восвояси.
По воле Божьей, в 1514 году, усилиями московского великого князя Василия III Ивановича, Смоленск отвоевали у Литвы и вернули в лоно Отчизны. В память этому великому воссоединению, в том месте, где москвичи прощались со Смоленской Одигитрией, был основан Новодевичий монастырь. А 28 июля 1525 года в монастырские пределы из Кремля перенесли тот самый список, что хранился в Благовещенском соборе. Богатым окладом его украсили в царствование Бориса Годунова, в нем же и оказался он в 1927 году в Оружейной палате.
Одигитрия помогает сохранить покой
Исторически сложились и укрепились в народе Руси небывалая любовь и признание Божией Матери. Ей молятся, призывая о спасении от врага, выздоровлении детей и взрослых, исцелении от демонических наваждений. Иконе Смоленской Божией Матери отведено одно из почитаемых мест в сознании православных.
- Иконой Смоленской Богородицы благословляли молодоженов для дальнейшего мирного жития, чтобы лик Божией Матери сопровождал их семью всю дальнейшую жизнь, укрывая от бед и невзгод.
- Икона Богородицы Смоленская Одигитрия – это одна из главных в домашнем иконостасе любой православной семьи. Ее предпочитали первой вносить в новый дом, но прежде обходили крестным ходом всю усадьбу. Молитва ей призывала Божью Матерь укрыть дом от врагов и дать благополучие в его стенах.
- В любой ситуации, когда возникала угроза здоровью членов семьи, именно Смоленской Одигитрии возносились мольбы о выздоровлении болящего.
- Если семью постигало бедствие материального характера – неурожай, безработица, мор домашнего скота или разорение, то с иконой обходили вокруг дома с крестным ходом. Молитва призвана была улучшить материальное положение и отвести от долговой ямы. В современной интерпретации – это безработица, невозможность оплатить кредиты или иные долговые обязательства, получение денег с должников своих.
- Также сильно помогает икона Богородицы в те моменты, когда колдовство и дьявольские происки стали разрушителями спокойствия в семье и доме – отвороты, привороты, зависть, порча на членов семьи. С ней обходят по периметру внутри стен и читают очистительные молитвы на изгнание бесов.
- Одигитрия традиционно считается материнской иконой. Заболевшего ребенка кладут под ней, обычно стоящей в красному углу, и читают молитвы о здравии.
Спасение от домовых и бесовского колдовства
Часто эта напасть заводится в доме по чьему-то злому умыслу – порча, магические манипуляции, подселение. Но нередки случаи, когда потусторонние сущности заводятся в доме из-за халатности самих хозяев.
- злословие, чертыхание, нецензурная лексика;
- хранение в доме изображений, книг и кинофильмов, где есть культ насилия и сатаны;
- подобранные на улице чужие вещи и драгоценности;
- отсутствие веры Божией в сердце, маловерие;
- игнорирование обрядов и христианских традиций;
- критика, отторжение религиозных догм, ересь.
Там, где забывают Господа и дают волю дьяволу, появляется благодатная атмосфера для нечисти. Чтобы вымести из дому бесовские сущности, достаточно просто дать Богу и Его Небесным Угодникам власть над вашим домом. Конечно, самая лучшая подмога в этом случае – истовая, от всего сердца идущая молитва и домашний лик Пресвятой Богородицы.
- Зажгите лампаду у домашней иконы Одигитрии и прочтите полный акафист, посвященный ей.
- Затем аккуратно снимают икону с полки красного угла и, обернув ее в торжественную красивую ткань, обходят дом внутри. Читают молитвы и акафисты, пока не пройдут троекратно все комнаты и другие помещения.
- Обязательно дом обносят по кругу свечой от Пасхальной службы. Ее обычно хранят весь год и меняют на новую после следующей праздничной литургии.
- В завершение обряда обязательно исповедуются и принимают Святое Причастие.
- Чтобы нечисть не нашла в вашем доме спокойствия и не вздумала вернуться, постарайтесь теперь усердно исполнять свои долги пред Господом – молитесь и посещайте воскресные службы в храме.
Где Господней Силе отдана власть, а сердце преисполнено верой, там нет места бесовскому отродью. Святой Дух благословит стены вашего дома, а Богородица, как и положено Пресвятой Путеводительнице, приведет Силу Небесную на защиту вам и вашей семье.
Текст первой молитвы перед иконой «Смоленская».
Одигитрия – в помощь больному
Под семейной иконой, которой чаще всего бывает Одигитрия, находят исцеление от хворей телесных. Если в доме кто-то заболел, нужно лечь под иконами в красном углу и молить Силе Божией и Богородице об исцелении.
Стоит помнить, что Одигитрия – это лик Богородицы высшего поклонения. Ее не носят в руках без надобности, не кладут под подушку или на тумбочку. Вообще к ней необходимо отнестись с подобающим пиететом.
- Лампаду под ней зажигают не только во время молебна и прошения милостей. Святой огонек должен зажигаться во все праздничные и памятные дни Богоматери.
- Чаще возносите Царице Небесной молебны. Тогда она не останется глуха в нужную минуту, вернет вам благодатью вашу искреннюю молитву.
- Больного кладут под иконами и читают молитвы с акафистом. Не забывайте зажечь свечи – это символ вашей веры христианской.
- Больное дитя накрывают полотном, что хранится с крещения, – крыжмой.
- Свяченой водой умывают того, кому нужна помощь, и дают сделать несколько глотков.
Нет ничего более целебного для болезненной плоти, чем Создатель и его Святые Угодники. Мы лишь должны открыть им себя, дабы получить Божьих врачевателей в помощь.
Текст второй молитвы перед иконой «Смоленская».
Святой лик охраняет добрые отношения в доме
К иконам всегда относились с почтением и доверяли им все самые сокровенные тайны. У них же принято было просить подмоги во всяких житейских вопросах. Не обошли эти традиции и Смоленскую Одигитрию, как наиболее распространенную в образе Богоматери домашних иконостасов.
- Прежде всего, за ней принято хранить самые важные семейные ценности – документы, деньги, накопления. Подразумевается, что Сила Небесная, как наилучший охранник вашему материальному, отведет от лихого и позаботится о добре.
- Существует нерушимая традиция – пару венчальных свечей после обряда заворачивают в платочек и так хранят всю оставшуюся жизнь, спрятав за Одигитрию – хранительницу семейного очага. Господня Сила за всем узрит и наставит супругов на путь добрых отношений – усмирит буйные сердца да отведет от дома завистников.
- После появления в семье чада, прятать за домашние иконы полагается детские реликвии – молочные зубки, стриженые волосы или метрики. Так православные выражают доверие Богородице, в надежде, что она присмотрит за кровиночкой – отведет зло, сглаз и прочие напасти.
Конечно, икону не используют в роли сейфа, стягивая за нее все семейные богатства. Не забывайте с пиететом относиться к домашней святыне. Смысл скорее в том, чтобы Богородица своею милостью и добротой сохранила наиболее важные для людей моменты – семью, родных и спокойный уклад в доме.
Помните! После чудесного исцеления или избавления от трудностей воздайте хвалу Господу и Богородице за милость, проявленную к вам, и внимание. Обязательно соблюдайте каноны и не забывайте дорогу к храму. Только с Богом в сердце человек сможет преодолеть беды, найти утешение в трудностях и разделить радость от утоления печалей. По вере дано будет!